Покупка и продажа квартиры обычно сопровождаются оформлением ряда дополнительных документов, справок, соглашений, которые неизбежно приводят к определенным расходам. Полный список трат назвать невозможно, ведь у каждой сделки свои особенности и у каждого покупателя и продавца свои приоритеты относительно безопасности и надежности. Рассмотрим основные траты, к которым нужно быть готовым.
По закону, обязательная статья расходов одна — регистрация прав собственности в Росреестре. Стоит она порядка 2 000 рублей и оплачивается покупателем. Сделать регистрацию можно в МФЦ или через нотариуса — в этом случае нужно быть готовым оплатить его услуги, также около 2 000 рублей. Дороже всего обойдется электронная регистрация — около 10 000 рублей.
На практике только регистрацией прав собственности дело не ограничивается, список справок, заявлений и услуг зависит от объекта недвижимости и участников сделки.
При покупке квартиры на первичном рынке, как правило, покупатель часто не платит ни за составление договора, ни за регистрацию прав собственности и даже услуги риелтора — все расходы берет на себя компания-застройщик. Оформление договора долевого участия также находится в зоне ответственности девелоперской компании.
Когда квартира найдена и продавец выразил готовность ее продать данному покупателю, наступает время закрепить договоренности путем передачи аванса.
Аванс — сумма, которая передается продавцу квартиры в качестве предоплаты. Он равен нескольким процентам от стоимости квартиры. Аванс возвращается продавцом без условий за вычетом понесенных расходов на оформление сделки, проверку документов, работу нотариуса и т.п. Если сделка не состоялась по вине покупателя, аванс не возвращается.
Стоимость профессиональной поддержки на вторичном рынке недвижимости обычно составляет 2-3% от стоимости квартиры, в элитном сегменте доля может быть снижена до 1,5%. Обычно агентов привлекают обе стороны сделки, каждая платит свою комиссию.
Если собственник или покупатель не могут присутствовать на сделке, оформляется нотариально заверенная доверенность. При этом каждую сторону может представлять доверенное лицо. Стоимость доверенности — около 2 000 рублей. Обратиться к нотариусу обязательно придется, если в сделке участвуют несовершеннолетние или покупка касается доли в общей собственности. Нотариус проведет подготовительную работу: закажет выписку из ЕГРН, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, подготовит текст договора. Эти услуги обычно оплачивает покупатель. Но если в квартире прописаны несовершеннолетние, в этом случае расходы на составление нотариально заверенного договора могут разделить обе стороны. Стоимость оформления такого документа может составлять 10 000 — 15 000 рублей.
Также услуги нотариуса понадобятся, если квартира недавно получена в наследство или была приобретена в браке. В этом случае нотариус оформляет и заверяет заявление от других наследников или супруга. Стоимость услуги — порядка 2 000 — 2 500 рублей.
Расходы, которые касаются финансовых расчетов, оплачивает, как правило, покупатель. Аренда банковской ячейки, если речь идет о наличных, стоит от 5 000 до 7 000 рублей. А вот продавцу в этом случае, возможно, понадобится оплатить услуги по пересчету и проверке денег — их стоимость составит 0,2-0,5% от суммы сделки.
Оплата аккредитива, когда деньги со счета покупателя или промежуточного банковского счета переводятся на счет продавца после подписания договора — стоит в среднем 2 500 — 3 500 рублей. Сегодня этот инструмент используется чаще, чем банковская ячейка.
При оформлении ипотечного кредита покупателю нужно быть готовым к ряду дополнительных расходов, связанных с оценкой недвижимости, заказом поэтажного плана, страховкой, размер которой зависит от его возраста, суммы займа и других факторов. Чаще всего, сумма страховки составляет порядка 0,2-0,8% от общей суммы кредита. Независимая оценка квартиры обойдется покупателю примерно в 5 000 рублей. Поэтажный план (экспликация) стоит 500 рублей, а если требуется выезд техника, то от 9 000 рублей.
Каждая сделка купли-продажи квартиры уникальна. Грамотно распределить расходы, сэкономить там, где это имеет смысл, помогает поддержка экспертов рынка недвижимости. Специалисты агентства Est-a-Tet готовы подключиться к решению вашего квартирного вопроса на любом этапе.