Статьи

Москва, которой не было... Архитектурные концепции прошлого

14 февраля 2024

Двадцатый век выдался богатым на архитектурные идеи. Так, в советской Москве могли появиться футуристичные административные здания, горизонтальные небоскребы и детская железная дорога. После экранизации нового варианта «Мастера и Маргариты» предлагаем изучить эти амбициозные проекты.

Построим новый мир

Современные архитекторы нередко черпают вдохновение в прошлом, изучают чертежи своих коллег, берут за основу смелые концепции и дополняют их новыми идеями. Московские авангардисты 20 века вполне могли превратить столицу в город будущего, если бы не серьезные исторические потрясения. К примеру, каждый мечтал переделать сердце города — Красную площадь. Предлагалось снесли «Исторический музей», «ГУМ» и вместо этого продолжить стилистику Мавзолея. Какие идеи витали еще в воздухе?

Подписывайтесь на Telegram

Дворец Советов на берегу Москвы-реки

Это самый масштабный из нереализованных советских проектов. Здание должно было стать символом победы социализма и венцом архитектуры. За право построить дворец сражались как советские, так и иностранные архитекторы, среди них француз Ле Корбюзье и немец Вальтер Гропиус. Однако выиграл советский проект Б. Иофана, В. Щуко и В. Гельфрейха.

Дворец Советов в стиле сталинского ампира планировали построить на месте Храма Христа Спасителя, его взорвали и уже подготовили площадку. Здание должно было стать самым высоким в мире на то время: 415-метровое ступенчатое сооружение со стометровой статуей В. И. Ленина. Это выше Эйфелевой Башни и Эмпайр-Стейт-Билдинг почти на 200 метров. Для строительства даже запустили производство особого вида стали, самого прочного в СССР.

Однако планам архитекторов помешала Великая Отечественная война. Мастера успели только заложить фундамент.


Дворец Труда в центре

Его планировали построить в самом сердце столицы, на пересечении площади Революции и Театральной, Охотного ряда и Тверской. Проектом руководил главный столичный градостроитель А. В. Щусев.

Монументальное здание должно было стать и общественным, и культурным центром. А еще — гостиницей на 300 номеров, музеем и городским комитетом партии одновременно. Кроме того, в составе проекта было два зала для партийных съездов — на 8 и 2,5 тысячи человек. В башнях планировали разместить обсерваторию и радиостанции, а на крышах сделать стоянки для самолетов.

Однако работу над проектом долго откладывали, а в 1933 году на участке решили построить гостиницу «Москва». Окончательно от идеи Дворца Труда отказались после Великой Отечественной войны.

Высотка в Зарядье

Сталинских высоток планировали построить восемь, проект в Зарядье должен был стать последним. Административное здание в 32 этажа могло бы стать архитектурной доминантой центра.

Строительство начали в 1947 году, а к 1953 успели возвести цоколь. После смерти И. В. Сталина и прихода к власти Н. С. Хрущева градостроительные планы изменились и от восьмой высотки отказались. В 1967 году ее разобрали, а на месте построили гостиницу «Россия». Кстати, оба проекта принадлежат архитектору Д. Н. Чечулину.

Здание Наркомтяжпрома на Красной Площади

Москвичи могли лишиться ГУМа, если бы здание Наркомтяжпрома все-таки построили. В 1920-е годы тяжелая промышленность была гордостью СССР, поэтому для народного комиссариата этой отрасли решили выделить отдельное монументальное здание.

Проекты для него готовили именитые советские архитекторы — А. Щусев, И. Леонидов, К. Мельников и другие. Их объединяло стремление построить нечто грандиозное, символизирующее величие промышленности.

В 1935 году правительство согласовало новый генплан города, и здание Наркомтяжпрома решили перенести ближе к Москве-реке, в Зарядье. Однако проект так и не реализовали, в 1937 году умер глава наркома Серго Орджоникидзе.

Детская железная дорога в Измайловском парке

В 1940-е годы в парке планировали построить детскую железную дорогу. Она бы связала семь основных объектов, среди них стадион, пруд с пляжами, яхт-клуб и зоопарк. Железная дорога должна была проходить по периметру парка и со скоростью 30 км/ч перевозить до 10 тысяч человек.

Строительство начали в мае 1941 года и хотели закончить через 16 месяцев. Однако планы изменила Великая Отечественная война, а после ее завершения к проекту не вернулись.

Дом Аэрофлота на площади Белорусского вокзала

Архитектор Д. Чечулин предлагал построить здание в честь героев советской авиации. На площади должно было появиться монументальное здание аэродинамической формы. Дом Аэрофлота планировали сделать административным и культурным центром одновременно.

Проект так и остался на бумагах. В 1960-е годы Д. Чечулин использовал наработки для строительства Белого Дома, многие черты действительно похожи.

Горизонтальные небоскребы

Один из главных представителей российского авангарда, архитектор и художник Эль Лисицкий, в 1920-е годы выступил с новым подходом к городской застройке. Он предлагал проектировать дома-коммуны длиной 180 метров с тремя опорами. Одной из них должна была вести в метро.

Восемь горизонтальных небоскребов могли бы появиться на перекрестках Бульварного кольца. Эль Лисицкий планировал построить башни из стекла и стали, но материалов не хватало. Концепции архитектора сильно опережали время, поэтому проекты остались лишь на бумаге.

Сейчас идеи Эль Лисицкого успешно воплощают современные дизайнеры. Например, центр «Сколково» построен по его принципам. А еще в память о советском визионере строят «Башни Лисицкого» в жилом комплексе с рекордной площадью придомовой территории. Это будут два высотных корпуса, объединенные парящим стеклянным мостом. ЖК находится в двух минутах пешком от станции метро «Селигерская». На площади, равной четырем футбольным полям, есть вся необходимая инфраструктура — парк с искусственным прудом, рестораны с террасами, магазины и многое другое.

Подробнее о ЖК

Смелые архитектурные задумки прошлого начали воплощать современные дизайнеры. Предлагаем следить за новинками вместе с Est-a-Tet, в нашем каталоге множество жилых комплексов с абсолютно разной архитектурой.

Предыдущая статьяСледующая статья
Жилые комплексы
Старт продаж нового корпуса
1 / 5
м. Селигерская
Ильменский проезд, 14
Комнат: Студия / 1 / 2 / 3
от 12 918 405 ₽
12918405RUB