Почти половина жителей Москвы ежедневно выбирают метро. И это неудивительно, ведь за почти век своего развития подземка существенно разрослась и стала комфортнее. Сейчас это 14 линий и около 8 миллионов пассажиров в рабочие дни. Но и это не предел — в ближайшие годы появятся еще 3 новые линии и 40 станций. Расскажем, как строили столичное метро и какие проекты реализуют в будущем.
Наш столичный метрополитен не был первым подобным проектом в мире. Прототип метро открыли в Лондоне в 1863 году, а в 1868 — в Нью-Йорке. Это были наземные и подземные участки железной дороги на паровой тяге. Кстати, именно из Англии и пришло название нового вида транспорта в честь компании, прокладывающей ветки, Metropolitan Railway. Уже в 1890 году начинают курсировать первые электропоезда, станции строят в Будапеште, Берлине и Париже.
В Москве и Санкт-Петербурге была хорошей система трамваев, поэтому запуск метро долго не обсуждали. Ситуация изменилась к середине 1920-х годов, когда начала активно развиваться промышленность и увеличился отток населения в города. Транспортная система не справлялась, и инженеры Виктор Николаи и Семен Розанов подготовили первый проект Сокольнической линии.
Масштабный коллапс 6 января 1931 года, когда на сутки остановился весь московский транспорт, показал правительству, что назрели перемены. Уже 10 декабря 1931 года начались работы на перегоне «Сокольники» — «Красносельская», в планах было дойти до станции «Дворец Советов» (сейчас это «Кропоткинская»). Однако проект вызвал много споров и был бы заморожен, если бы идея подземного транспорта не пришлась по душе Иосифу Сталину и Лазарю Кагановичу.
В период Великой Отечественной войны станции использовались как укрытия. Кстати, под землей сформировался целый мини-город: открывались магазины, библиотеки и даже парикмахерские. А еще в метро родились 217 москвичей.
Метрополитен за всю историю закрывался только один раз, 16 октября 1941 года, когда правительство собиралось его уничтожить и тем самым замедлить продвижение врага в городе.
Несмотря на сложности военного и послевоенного периода, строительство продолжалось: с 1941 по 1950 годы удалось проложить 19,5 километров путей и запустить 13 новых станций.
Активная стройка метро продолжилась и с середины 20 века. Например, в 50-е годы появляются первые наземные станции, в 1952 году проложили Арбатскую линию. Кстати, о ней долго не упоминали в прессе из-за Холодной войны: она могла стать секретным убежищем.
Самым продуктивным советским периодом стали 30 лет с 1960-х до конца 1980-х годов. За это время удалось построить около 150 километров железнодорожных путей и открыть почти 90 станций. При этом любопытно, как менялся стиль вестибюлей: от типовых конструкций к украшениям флорентийской мозаикой и витражами.
Впервые метро за пределы МКАД вышло в начале нового столетия. Первой такой станцией стал «Бульвар Дмитрия Донского» на Серпуховско-Тимирязевской линии. К 2009 году метрополитен протянулся и в Подмосковье, это станция «Мякинино», а в 2016 году подземный транспорт пришел и в Новую Москву. Кстати, снова меняется архитектура вестибюлей, она становится футуристичнее.
1 марта 2023 года завершился еще один масштабный проект — замкнулась Большая кольцевая линия. Она существенно улучшила транспортную ситуацию в столице и в среднем ежедневно экономит москвичам до 40 минут в пути.
К 2030 году планируют построить еще три новых ветки— Троицкую, Бирюлевскую и Рублево-Архангельскую. Это 40 новых станций метро и еще девять МЦД. Кстати, первая очередь в Новой Москве откроется уже в 2025 году, осталось ждать недолго.
Отметим, что жилые комплексы неподалеку от строящихся станций метро станут выгодной инвестицией. Скорое открытие увеличивает их стоимость в среднем на 15-30%.
Эксперты из Est-a-Tet подготовили проекты с высоким потенциалом:
Детали — жилой комплекс бизнес-лайт класса в Новой Москве. Жилой комплекс в экологически благоприятном районе всего в 15 километрах от МКАД сочетает авторскую архитектуру и комфорт загородной жизни. Застройщик готовит собственную инфраструктуру на территории проекта, все необходимое будет в пяти минутах от дома. К 2025 году по близости от проекта планируют запустить станцию «Десна» Троицкой линии, что сделает комплекс еще привлекательнее и удобнее для жителей.
City Bay— жилой комплекс бизнес-класс на берегу Москвы-реки. Это стильный проект над водной гладью. На его территории появятся детские сады, коворкинг, прогулочные аллеи, а еще и собственная набережная, а прямо сейчас здесь строится филиал знаменитой Курчатовской школы. В доступности жителей также будут новые станции Рублево-Архангельской ветки.
Парк Легенд — готовый бизнес-класс в Даниловском районе. Еще несколько станций Бирюлевской линии появится и неподалеку от бывшей промзоны «ЗИЛ». Здесь уже готов новый район — это жилой комплекс с дизайнерской отделкой и деловой инфраструктурой.
Новые станции метро не только сделают жизнь москвичей комфортнее, но и повысят привлекательность жилых комплексов. Кстати, в каталоге Est-a-Tet еще больше перспективных проектов, специалисты по недвижимости расскажут подробнее о каждом.