Начало XX века стало знаковым для искусства. В это время зарождается модернизм — течение, объединяющее несколько стилей. Это функционализм, баухаус, органическая архитектура, брутализм, а также рационализм и конструктивизм, популярные в СССР.
Спустя сто лет идеи модернизма находят место в современных проектах самого разного сегмента, при этом умело подчеркивая индивидуальность каждого.
Расскажем подробнее об этом направлении и покажем здания из разных уголков мира. Не пропустите и нашу статью о советском модернизме, в ней мы сосредоточимся на отечественных архитектурных маршрутах.
Подписывайтесь на наш Telegram
Новое направление в искусстве было радикальным к традициям прошлого. Архитекторы в первую очередь отрицали модерн с его стремлением к украшениям, асимметрии и дорогому декору. Новое искусство должно было стать самобытным, без заимствований и влияний прошлого.
Архитекторы предлагали свободные планировки и работали над функциональностью пространства. Наиболее метко эстетику модернизма передают пять принципов французского архитектора Ле Корбюзье, успевшего поработать в Москве, он даже участвовал в конкурсе проектов Дома Советов:
1. Дом над землей. Эта идея сильно опережала время, а сейчас стала одним из главных трендов. Ле Корбюзье считал, что дом должен стоять на колоннах, а под ними могут быть парковка для авто и сад, что делало двор многоуровневым.
2. Эксплуатируемые крыши. В модернизме они были плоскими, благодаря чему там можно было организовать террасу или даже небольшую оранжерею. Кстати, модернистский Дом Наркомфина как раз демонстрирует этот принцип.
3. «Дом-этажерка». Это значит, что конструкция опирается не на стены, а на колонны — как, например, «сороконожка» на Беговой.
4. Панорамное остекление. Эта идея связана с предыдущей: если в доме стены больше не несущие, значит, можно установить больше окон. Кстати, французский архитектор воплотил ее в Доме Наркомсоюза на Мясницкой — это его единственный проект в СССР.
5. Свободу фасаду. Здание может быть любым по оформлению.
Кстати, именно Ле Корбюзье вдохновил на строительство хрущевок — в них советские архитекторы планировали воплотить идею функционального пространства, пусть и компактного.
Предлагаем устроить небольшую ленивую экскурсию: мы покажем семь интересных на наш взгляд памятников модернизма. А вы вместе с нами прогуляетесь по улочкам Франции, США, Нидерландов, Японии и других стран, не вставая с удобного кресла. Расскажем немного о каждом шедевре:
Это один из знаковых проектов Ле Корбюзье для богатой семьи промышленников Савой. Его задумка — парящий параллелепипед с плоской крышей, возвышающийся на колоннах. Жилым был только второй этаж, первый отвели под парковку и сад. На вилле была всего одна просторная Г-образная комната, отделенная от террасы панорамным остеклением и раздвижной дверью. Конструкция задумана так, что под определенным углом с улицы можно увидеть весь дом насквозь.
Во время Второй мировой войны семья Савой уехала из Франции. Вилла долго была заброшенной, а в 60-е годы ее и вовсе планировали снести. Сейчас это открытый для посещения памятник архитектуры.
Фрэнк Ллойд Райт создал вершину «органической архитектуры», деликатно вписав дом в скалу с водопадом. Фасад словно повторяет изгибы ландшафта и почти растворяется на его фоне.
Как и многое гениальное, проект создавался за считанные часы: Райт откладывал работу несколько месяцев и сел за нее только перед самым приездом заказчика. Результат — разноуровневые террасы, аккуратно возвышающиеся над водопадом, и продуманная до деталей планировка.
В пятидесятые годы арт-коллекционер Эме Маг из коммуны Сан-Поль-де-Ванс задумал построить кластер для художников. В нем планировали проводить выставки, лекции и подготовить мастерские, где было бы удобно творить.
Над проектом работал Жозеп Луис Серт, ученик Ле Корбюзье. Здание фонда напоминает парусник, бороздящий просторы Средиземноморья. Кстати, над мозаикой во дворе работал Марк Шагал. Сейчас в фонде собраны работы Кандинского, Джакометти, Шагала и других художников.
Геррит Ритвельд показал новое видение пространства — в компактном доме, резонировавшем с буржуазным обликом улицы, практически нет перегородок. Здание стало своеобразным манифестом модернизма, оно напоминает детский конструктор, декорированный цветными акцентами.
Кстати, Трюс Шрёдер, возлюбленная Ритвельда, воспитывала детей в духе модернистских идей, однако они старательно скрывали от одноклассников, что живут в причудливом доме.
Проект строил Кензо Танге к Олимпийским играм 1964 года. Изначально здание, напоминающее шатер, планировали только для тренировок в бассейне, а позже там открыли каток и баскетбольный зал.
С высоты птичьего полета крыша дворца напоминает струящуюся плотную ткань. Колонны разной высоты и каменная отделка завершают фасад.
Кстати, во дворце спорта до сих пор проводят крупные соревнования. Например, во время Олимпийских игр 2020 года здесь проходил турнир по гандболу.
Это работа Ганса Шаруна, представителя немецкой школы Баухаус. Дом геометрически строгий, без излишеств и украшений, внешне напоминает пароход. Его изюминка — в перетекающих комнатах на разных этажах и нескольких открытых террасах. А еще это один из самых ранних примеров использования встроенных шкафов в комнатах.
Шарун проектировал дом так, чтобы хозяевам было удобно в нем жить. Так, двери между столовой и кухней можно открыть движением локтя, а окна в детской были на такой высоте, чтобы юные Шминке могли безопасно оказаться на улице.
Проект принадлежит амбициозному архитектору Денису Лэсдану, который до этого никогда не работал с театрами, тем более такой величины. Брутальное здание не сразу приняла общественность. Принц Чарльз сравнил театр «с атомной станцией в центре Лондона». Попасть в здание можно через центральный вход на набережной или же через террасу с моста. Кстати, здесь можно гулять посетителям без билетов.
По-особенному устроены гримерные комнаты, они все выходят в атриум — световые шахты внутри здания, таким образом все актеры видят друг друга и перед спектаклям поддерживают друг друга, стуча по стеклу ладонью, такая необычная традиция.
В каталоге Est-a-Tet также собраны проекты с необычными фасадами: приглашаем полистать его, а если понадобится помощь специалистов по недвижимости, мы рядом.