Улицы столицы наполняются паблик-артом. Это направление искусства, меняющее окружающую среду через добавление ей индивидуальности. Оно кардинально отличается от стрит-арта, когда художник рассматривает стену как холст исключительно для самовыражения.
Паблик-арт — это инсталляции, муралы, скульптуры, декорирующие город. В этом и и есть основная цель направления: создать дружелюбное пространство для тех, кого утомил урбанизм, вызвать эмоциональный отклик и переключить внимание. Рассмотрим, что такое публичное искусство и как оно развивается в России.
История направления начинается в 1960-х годах в США. В это время Национальный Фонд искусств решает приобщить американцев к прекрасному, так на улицах появляются скульптуры и инсталляции Ричарда Серры, Александра Колдера и других. За 35 лет на городских площадках выставили более 700 арт-объектов.
В России первые подобные выставки появились только в 2005 году. В это время в столице запустилась программа "Спальный район": в одном из жилых массивов появились инсталляции из железной кровати с сеткой. Дальше искусство проникло в жилые комплексы, на подземные парковки и т. д.. Такие своеобразные выставки как бы намекают: не обязательно ходить в музей, чтобы изучить современное искусство.
Художник Марина Звягинцева говорит, что российский паблик-арт отстал от мирового на 40 лет. Однако в этом есть и преимущество — наши художники идут своим путем, не оглядываясь на чужой опыт.
Основная задача — помочь жителю замедлиться, отвлечься от скучных урбанистичных пейзажей и прочувствовать искусство, подумать о его смысле, получить новые эмоции. Арт приглашает вступить в диалог даже неподготовленного зрителя, почувствовать сопричастность к миру. Как, например, в случае с "Памятником клавиатуре" в Екатеринбурге: сначала скульптуры-клавиши элегантно решили вопрос с лавочками на набережной, а потом стали своеобразной гордостью города.
Кроме того, паблик-арт гармонично вписывается в ландшафт и интерьер, подчеркивает связь с местностью, для которой его разрабатывали. Как, например, проект "Неустойчивые равновесия" в атриуме Московского Международного Университета.
Еще публичное искусство вызывает положительные эмоции, даже становится мотиватором. Как, например, инсталляция Бориса Матросова "Счастье не за горами" в Перми. Наверняка вы ее видели, когда гуляли по городу, или обращали на нее внимание в кадрах фильма "Географ глобус пропил".
Наконец паблик-арт — это еще и мощный способ обратить внимание на социальные проблемы. Так, художники в Нижнем Новгороде рассказывают правительству о ветхом состоянии зданий, они пишут на стенах истории о жильцах дома. Кстати, такая инициатива помогла сохранить деревянные постройки XIX века.
В Москве и ее окрестностях можно культурно прогуляться, даже не заглядывая в галереи и музеи. Подскажем, где искать паблик-арт:
Пожалуй, во многих столичных парках можно найти инсталляции, в том числе и в спальных районах — например, в Кузьминках, Южном Бутово, Люблино и т. д. Они становятся точками притяжения и для тех, кто живет ближе к центру.
Кроме того, есть и целые локации, превратившиеся в масштабный объект паблик-арта, это "Парк Малевича" в Одинцово. Здесь гостей сразу на входе встречает зеркальный куб, отсылка к самой популярной работе Казимира Малевича, а перекусить приглашает кафе, где вывеска оформлена в стиле работы "Крестьян". Кстати, Третьяковская галерея дополнила экспозицию скульптурами, фонд передал "Человека Сидящего" Игоря Шелковского, "Античную Голову" Аристарха Чернышева, "Частное солнце" Леонида Тишкова и т. д.
К тому же на территории парка проходят выставки современных художников и дизайнеров. Каждый сезон здесь появляются новые инсталляции.
Муралы стали важной частью урбан-пространства. Например, Луговая, Пионерская и другие улицы в Балашихе превратились в музеей под открытым небом. Здесь прошел фестиваль "Культурный код", оставивший жителям на память работы российских и зарубежных художников.
Муралы преобразили серые "панельки" и вдохнули в город новую жизнь, добавили индивидуальности. На стенах появились граффити, не связанные с историей Балашихи, однако гармонично вписывающиеся в современный ландшафт.
В Москве работают пространства, где регулярно проходят выставки паблик-арта. Одно из популярных — ArtPlay на Нижней Сыромятнической. Например, инсталляция «Электрическая поэзия» по-иному презентовала строки из классики и современных работ, а «Точка отсчета» Алексея Луки переосмыслила традиции конструктивизма.
ЦТИ «Фабрика» между станциями «Бауманская» и «Электрозаводская» тоже стал своеобразным арт-кварталом. Здесь промышленное прошлое встречается с тенденциями настоящего. В экспозиции работы более 200 резидентов, среди них и Марина Звягинцева с инсталляцией «Карта памяти». Тем, кто только начинает окунаться в мир искусства, предлагаем заказать экскурсию: гид расскажет о концепции пространства подробнее.
Наконец паблик-арт проник и в строительство. Девелоперы рассматривают его как способ сделать проект узнаваемым, повысить его привлекательность и позаботиться о комфорте жителей.
К примеру, в жилом комплексе JOIS в Хорошево-Мневниках появится целый парк скульптур от международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Двор в проекте будет многоуровневым, с продуманным зонированием. Помимо инсталляций, появится ландшафтный парк, променад у воды, смотровая площадка и многое другое.
Деятели искусства могут стать даже частью концепции жилого комплекса. Например, в "Селигер Сити" есть корпуса "Ван Гог", "Кандинский", а еще и "Башни Лисицкого" с горизонтальным небоскребом, где на "парящем мосту" организуют приватную зону отдыха.
Паблик-арт гармонично вписывается в канву города, делает его более дружелюбным, помогает жителям переключить внимание и насладиться искусством. Кстати, современные жилые комплексы вполне могут составить конкуренцию арт-объектам, все благодаря дизайну от ведущих архитектурных бюро. Ценителей прекрасного приглашаем в каталог Est-a-Tet, у нас немало интересных проектов.