Москва вошла в пятерку самых освещенных городов в мире. Ежедневно в столице зажигается более миллиона светильников: это и фонари на улицах, и архитектурная подсветка, и декоративные инсталляции. Причем московское освещение выстраивается по светоцветовой концепции, которую разработали еще в 2008 году. Так, доминантным цветом выбрали белый, благодаря чему удается скомпоновать его с другими.
За такими городскими сценариями стоят светодизайнеры. Они подбирают оттенки и яркость, находят основные точки и вспомогательные, а еще следят за тем, чтобы окружающая среда была не только безопасной, но и задавала нужную атмосферу. Расскажем о профессии подробнее.
Его основная задача — спроектировать освещение в интерьере, на архитектурных фасадах, ландшафтных объектах и в общественных пространствах. Профессия сочетает четыре направления — электрику, архитектору, дизайн и психологию.
Так, светодизайнеру нужно понимать, как спроектировать безопасный сценарий освещения, как правильно сочетать оборудование. Кроме того, ему важно знать теорию света, и как он взаимодействует с окружающей средой. Из мира архитектуры в профессию проникли принципы светового зонирования, рассеивания, проектирования фасадов. А из сферы психологии — понимание важности пространства и влияния хорошего освещения на общество.
Отметим, что специальности «светодизайнер» в архитектурных университетах нет. Ее можно освоить на курсах — например, в школах МАРШ, LiDS, SkillBox и других. Однако желательно иметь профильное образование из сферы дизайна или архитектуры, так будет проще углубить знания.
Профессия светодизайнера особенно востребована в крупных городах, где активно строят новые жилые проекты, уделяют много внимания общественным местам и архитектурной подсветке. Отсюда и четыре основных направления работы:
Архитекторы посчитали, что человека окружает три основных пространства — работа, дом и двор. Наверняка вы замечали, что в жилых комплексах свет выделяет разные зоны, причем отличается и его интенсивность, и оттенки.
В темноте мы без труда обнаружим детскую и спортивную площадки, потому что на них льется конрастный свет от уличных фонарей. А вот для тихих бесед с соседями нужна камерная обстановка, поэтому беседки подсвечивают боллардами, это наземные небольшие светильники.
Кроме того, застройщики готовят во дворах лаунж-зоны и перголы, где собираются соседи, знакомятся или обсуждают вопросы. Такие зоны обычно подсвечивают ярче, чтобы привлечь внимание и пригласить задержаться. Как правило, используют теплый или нейтральный спектр свечения, 3000К и ниже.
А еще светодизайнеры продумывают сценарий так, чтобы освещение во дворах не было избыточным и можно было снизить «световое загрязнение». Каждый светильник выполняет свою роль, он направлен в определенную зону.
Задача светодизайнера — выстроить гармоничное освещение в каждой комнате и продумать сценарии его использования. При этом важно создать комфортную обстановку: выделить зоны для чтения, для встречи с друзьями, отдыха и т.д. В разных точках квартиры свет должен отличаться по яркости и интенсивности.
В светодизайне выделяют два основных подхода к сценариям. Первый американский: это точечные светильники в разных зонах комнаты, их можно попеременно включать и отключать. Второй европейский, понравившийся российским дизайнерам: в нем основная лампа дополняется маленькими потолочными светильниками.
Однако освещение в интерьере становится интереснее. Его можно разнообразить магнитными системами, которые тянутся по потолку и стенам. А еще можно поэкспериментировать с рассеиванием: например, добавить волнистые интерьерные рейки и установить на них бра.
Московские улицы начали освещать еще в XVIII веке, когда 1730 году Анна Иоанновна приказала установить масляные фонари. В 1863 году им на смену пришли керосиновые, а в 1880 — первые электрические. На полное электрическое освещение в Москве перешли только после Революции.
Сейчас столица считается одним из самых хорошо освещенных городов мира. Каждый день в городе зажигается 800 тысяч наружных фонарей и еще около 400 тысяч архитектурно-художественной подсветки. При этом в городе действует график, по которому включают и отключают подсветку: например, в 23:00 гаснет освещение на фасадах жилых комплексов, а в 03:00 — на мостах.
Архитектурно-художественная подсветка — еще одно направление. В каждом столичном районе есть доминанты, которые важно подсветить. Например, Кремль, главный корпус МГУ, Москва-Сити и другие.
При этом светодизайнеру важно учесть окружение здания, какие световые сценарии уже выстроены вокруг, а еще и проанализировать особенности ландшафта. Архитектурно-художественная подсветка формирует световой каркас столицы, вокруг него выстраиваются остальные сценарии.
Светодизайнер — специалист, который делает город не только безопаснее, но еще и гармоничнее, эстетичнее. Если у вас уже назрели идеи, как оформить Москву, попробуйте освоить новую профессию: возможно, как раз ваших концепций не хватает столице. А мы с нетерпением будем ждать новых проектов!