Советское здание Северного речного вокзала получило вторую жизнь: с сентября 2020 года отреставрированный памятник архитектуры удивляет москвичей своими обновленными фасадами. Мы собрали самые удивительные факты об этом уникальном месте и делимся ими.
Не многие замечают, что архитектура московского Северного речного вокзала подражает венецианскому Дворцу Дожей. Именно этим зданием на берегу Гранд канала вдохновлялся главный архитектор проекта, Алексей Рухлядев. Подражание венецианской готике пришлось как нельзя кстати: образующие сквозной проход ряды точеных колоннад смотрятся утонченно.
Повторение колонн, пилонов и портиков придает массивному 150-ти метровому зданию невероятную изящность. Каменное основание контрастирует с легкими точеными арками. Такой же образ воссоздает по замыслу строителей проект Северного речного вокзала Москвы.
С воды силуэт здания выглядит как огромный двухпалубный пароход. Центральная часть с главным входом и башнями — корпус судна с каютами, боковые открытые террасы с фонтанами — нос и корма, вереница колон — огороженная палуба. Возвышается над белоснежным каменным сухопутным кораблем 27-и метровый металлический шпиль со звездой. Он словно мачта, на которой вот-вот развернут парус.
Эффектный высокий шпиль над центральной частью с секретом: внутри скрыт механизм, который выдвигает и убирает шпиль внутрь башни. По замыслу архитектора звезда остается поднятой над зданием только в период речной навигации. После реставрации поднимающее шпиль устройство снова работает. Еще один скрытый механизм превращает звезду во флюгер: она вращается по направлению ветра.
Этот декоративный элемент на шпиле здания уникален: двойной контур с расходящимися лучами и украшенные россыпью уральских самоцветов серп и молот. Каждый камень закреплен в позолоченном касте — специальной декоративной оправе. Всего на звезде 741 камень: аметисты, кварц и горный хрусталь.
С массивной звездой на самом верху шпиля связан главный миф Северного речного вокзала. Считалось, что вокзальная звезда перенесена на берег Химкинского водохранилища с кремлевской Спасской башни. Звезды действительно похожи, но были выполнены на разных заводах. Это подтвердили отметки, найденные реставраторами при работах.
Пять лучей звезды, венчающей башню, символизируют, что с Северного речного вокзала можно добраться до пяти морей: Черного, Белого, Балтийского, Каспийского и Азовского. После открытия канала Москвы столица соединилась и с севером, и с югом, став центром речного судоходства. Водная артерия объединила Волгу и Москву-реку в единый маршрут для грузовых и пассажирских судов.
Круизные теплоходы отходят от причала Северного речного вокзала в сторону Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода и Волгограда. «Порт пяти морей» — такое символическое прозвище получила Москва после 1937 года, даты запуска навигации.
Внутренние дворы на торцах здания Северного речного вокзала украшают фонтаны, символизирующие связь южных и северных водных путей в Москве. Фонтан «Север» — водоем из натурального камня, который посвящен Арктике. Наверху сооружения сидит так называемый «птичий базар»: фигуры гагар и диких гусей. Темные фигуры птиц расположились на пьедестале из белоснежного мрамора, в котором угадываются контуры группы белых медведей.
Фонтан «Юг» выполнен в форме капители (венчающая часть колонны или пилястры). Вокруг чаши на мраморном пьедестале резвятся девять металлических дельфинов. Стеклянные шары, с которыми играют дельфины, создают ощущение морской волны. Этот фонтан напоминает о юге: Черном море и Крыме.
До начала реставрации вокзал находился в полуразрушенном состоянии. Каменные элементы фонтанов хоть и сохранились, но имели повреждения. Фигуры птиц, дельфинов и медведей были утрачены. За 80 лет эксплуатации в здании появились трещины и сколы, разбились плафоны, проржавел внутренний каркас.
Все это нужно было заменить и исправить. Предметы декора и люстры очистили от грязи. Утраченные элементы воссоздали по советским фотографиям и чертежам из архива канала. Удивительно, но реставраторам помог счастливый случай. В подвале вокзала нашлись коробки с оригинальными запасными плафонами, а также фигуры гагар и трех белых медведей.
Проект вокзала — новаторский для своего времени. Архитектор добавил эстетики: богатый и красочный декор, парадные колонны, яркую потолочную живопись. Кессонированный (из многоуровневых ячеек) покрытый росписью потолок в главном вестибюле поражает.
Одно из самых парадных помещений вокзала — зал ресторана. Он декорирован оселковым мрамором. Внизу по периметру стен закреплены деревянные дубовые панели. Сверху картины: девять гидротехнических сооружений канала Москва-Волга, выполненные маслом по холсту. Потолок зала украшает роспись с декоративной лепниной. Она добавляет иллюзорности — на самом верху по голубому небу летят чайки.
Еще на этапе создания Северный речной вокзал проектировался как место отдыха советского человека. При реставрации концепцию сохранили. Уникальный объект архитектуры стал местом соединения эффектной набережной, пляжных зон, парковых аллей и действующего речного вокзала.
Полчаса на машине по Ленинградскому шоссе до акватории жителям комплекса апартаментов B’aires. Примерно такое же время займет дорога до причала у владельцев недвижимости в ЖК City Bay. Объединяет эти три жилых комплекса обилие парковых и водных пространств вокруг — открытие для тех, кто ценит жизнь в городе и любит природу.
Благоустройство набережной стало отдельным проектом реставрационных работ. После капитального ремонта на причале могут находиться до четырех судов одновременно. Как и в советские годы за сезон речной навигации вокзал готов принимать и отправлять до 1,5 миллиона пассажиров.
Северный речной вокзал — не просто архитектурный ансамбль. В составе канала имени Москвы он включает шлюзы, гидростанции, пристани и мосты. Он является частью московской транспортной системы.
Напротив здания Северного речного вокзала в тридцатые годы базировалась советская полярная авиация. Самолеты амфибии стартовали в авиаэкспедиции в сторону Арктики из акватории Химкинского водохранилища.
В зале ожидания разместилась pop-up пространство московского транспортного музея. Экспозиция познакомит зрителя с историей транспорта Москвы и самого Северного речного вокзала. Выставка будет регулярно обновляться.