Москву невозможно представить без архитектуры времен правления Иосифа Сталина. Монументальные, окутанные легендами здания — неотъемлемая часть архитектурного облика столицы. Давайте посмотрим на самые яркие строения, отражающие дух ушедшей эпохи.
Сталинский ампир — архитектурное направление, господствовавшее в СССР с конца 1930-х по 1950-е годы. Тогда архитектура была призвана сформировать образ нового советского государства. СССР объявлялся передовой территорией светлого будущего и наследником, ни много ни мало, всей мировой культуры. Отсюда — широкий размах строений, парадные фасады, колонны, ордеры, шпили, богатая лепнина.
Новые здания должны были демонстрировать мощь и достижения СССР. Новостройки украшались скульптурами людей труда, тех самых рабочих и колхозниц, мозаиками с сюжетами на патриотические темы. В отделке фасадов и внутренних помещений широко использовались далеко не скромные материалы — гранит, мрамор, бронза.
Советские архитекторы вдохновлялись историческим наследием Античной Греции, Древнего Рима, эпохи Ренессанса, американскими небоскребами, а также такими стилями, как ар-деко, барокко. В частности, есть мнение, что прообразом знаменитых семи сталинских высоток стало Муниципальное здание Манхэттена в Нью-Йорке. Элементы различных направлений миксовались и складывались в новый определенный стиль, каким мы привыкли его видеть.
Сталинский ампир еще называют советским монументальным классицизмом. Самые узнаваемые и интересные его представители расположены по всей Москве, в соответствии с глобальным планом развития столицы, намеченным в 1930-х. Вот лишь некоторые из ярких образцов, достойных внимания.
Здание МГУ им. М. В. Ломоносова
Самая высокая из семи «сталинских сестер» — знаменитых высоток, один из главных символов Москвы. Здание строилось с 1949 по 1953 год как знаковое для столицы архитектурное сооружение, имеющее четкие идеологические задачи. Главная идея — создание коммунистического центра науки. Над проектом работала команда архитекторов под руководством Льва Руднева. Скульптурным оформлением фасадов занималась мастерская Веры Мухиной. Сегодня архитекторы и москвоведы сходятся во мнении: здание МГУ — наиболее удачный реализованный проект сталинской эпохи, украшающий Москву.
Высотка МГУ во всей красе видна из окон нового жилого комплекса Will Towers, строящегося в Раменках. Это три небоскреба высотой от 52 до 56 этажей, чей лаконичный ультрасовременный облик подчеркивает характер этой части Москвы, определяемый главным образовательным учреждением России. Вид из просторных квартир ЖК, имеющих панорамное остекление, впечатляет и вдохновляет.
Жилой дом на Котельнической набережной
Без этого здания сложно представить панораму центральной части Москвы. Яркий памятник сталинской архитектуры возвышается над местом слияния Москвы-реки и Яузы. По оценкам историков, его строительство Сталин курировал лично. Монументальная высотка, сданная в эксплуатацию первой из семи, сразу же вписалась в архитектурный ландшафт столицы.
Это целый «город в городе» со своими магазинами, кинотеатром, химчисткой и почтой, в котором в разные годы жили Фаина Раневская, Галина Уланова, Евгений Евтушенко, Константин Паустовский и многие другие знаменитости. Дом обрел наибольшую популярность, «снявшись» в культовых фильмах: от «Покровских ворот» и «Москва слезам не верит» до «Брата» и «Стиляг».
Совершенно особенный вид на высотку открывается из окон жилого комплекса Titul на Серебрянической набережной, расположившегося неподалеку. Элитные особняки квартала вдохновлены атмосферой избранности и творчества, присущей этому месту. Роскошь фасадов, привилегии месторасположения, историческое наполнение делают Titul жилым комплексом не менее значимым, чем Котельническая высотка.
Гостиница «Ленинградская»
Самая низкая из сталинских высоток была построена в 1954 году на Комсомольской площади. Архитекторы Леонид Поляков и Александр Борецкий использовали в проекте здания мотивы русского зодчества. Это прослеживается во внешнем облике: можно отметить сходство центральной секции здания с кремлевскими башнями. Холлы и залы гостиницы были оформлены в духе русских церквей и дворцов допетровской эпохи.
В советские годы гостиница «Ленинградская» считалась одной из лучших в стране. Сегодня она принадлежит сети «Хилтон». Нынешние владельцы сохранили исторические интерьеры по мере возможности.
Гостиница «Ленинградская», как и остальные сталинские высотки, строилась как важная архитектурная доминанта столицы. Сегодня одной из знаковых новостроек ЦАО можно назвать ЖК премиум-класса Dialog на Большой Спасской, в относительной близости от гостиницы. Два монолитных дома также не очень высоки, 22 этажа. Как в свое время здание гостиницы выделялось передовыми инженерными решениями: системами кондиционирования и отопления, так и комплекс Dialog оборудован инновационными системами очистки воздуха и воды. Все это в сочетании с удачным расположением и комфортными форматами квартир делает комплекс привлекательным для жизни.
Северный Речной вокзал
Выдающийся образец сталинского ампира. Главный архитектор Алексей Рухлядев в работе над проектом вдохновлялся Дворцом дожей в Венеции. Здание вокзала воссоздает образ парохода. Оно стало символом новой Москвы как «порта пяти морей» после открытия канала «Москва-Волга» (ныне Канал имени Москвы).
Виды на воду и прогулки вдоль Москвы-реки предлагает новый жилой комплекс «Фестиваль Парк», расположенный в непосредственной близости от Речного вокзала. Комплекс включает в себя корпуса переменной этажности и клубные трехэтажные дома. Фасады, облицованные немецкой клинкерной плиткой оттенка кофе с молоком, обеспечат зданиям безупречный внешний вид надолго. Среди преимуществ комплекса — грамотно продуманная придомовая территория, удачные планировочные решения квартир, парки и водохранилище поблизости.
Одна из самых противоречивых эпох в истории России оставила свой след в грандиозных строениях. Монументальные сталинские здания олицетворяют великие идеи, которыми жила страна и ее люди. Уникальный архитектурный стиль сформировал современный образ столицы и стал ее отличительной чертой и украшением.