Россия занимает 16 место в топ-20 стран — лидеров по развитию высоких технологий, согласно исследованию «Ростелеком». Цифровизация прочно вошла в нашу жизнь и делает быстрыми и эффективными самые рутинные, бюрократические процессы, в том числе и оформление сделок на рынке недвижимости. Еще недавно для того, чтобы зарегистрировать право собственности, необходимо было лично присутствовать в отделении Росреестра или МФЦ. Теперь все можно сделать онлайн — самостоятельно, при посредничестве агентства недвижимости, нотариуса или банка. Рассказываем, как подготовиться к электронной сделке.
Для проведения сделок в цифровом формате вам потребуется специальная электронная подпись. Существуют два типа электронных подписей: простая и усиленная.
Простая электронная подпись не является полным аналогом рукописной подписи и используется в менее значимых операциях, таких как внутренний документооборот.
Усиленная подпись может быть квалифицированной или неквалифицированной. Для сделок с недвижимостью необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), которая приравнивается к рукописной подписи и подтверждает подлинность документа.
Электронные подписи выдаются аккредитованными удостоверяющими центрами, которые зарегистрированы в Минкомсвязи РФ. Для получения необходимо присутствовать лично: предоставить паспорт, СНИЛС и ИНН. После проверки документов сотрудник центра запишет сертификат и ключи ЭП на электронный носитель, например, карту или флешку.
Посетить офис Росреестра или МФЦ все же придется. Вам необходимо уведомить Росреестр о своем согласии на подачу документов в электронном виде, иначе ваши письма и документы будут отклонены. Для этого нужно посетить офис Росреестра или ближайшее к вам отделение МФЦ и подать соответствующее заявление.
После подписания всех необходимых документов, покупатель квартиры должен заполнить заявку на сайте Росреестра, заверить ее электронной подписью, оплатить госпошлину (2 000 рублей) и загрузить пакет документов в формате XML или PDF.
Для подписания документов с помощью электронной подписи необходимо установить специальное программное обеспечение, такое как КриптоПро CSP, которое можно скачать на сайте удостоверяющего центра.
Регистратор проверяет документы и, если нет причин для отказа, регистрирует сделку и вносит изменения в ЕГРН.
Некоторые банки предлагают услуги по оформлению электронных подписей и передаче документов в Росреестр. Это особенно удобно при оформлении ипотечных кредитов, так как весь процесс проводится «под ключ». Данная услуга платная и может стоить от 8 000 до 12 000 рублей. У застройщиков стоимость услуги обычно ниже, в пределах 5 000-6 000 рублей.
Для дистанционных сделок, когда стороны находятся в разных городах или странах, подходят услуги нотариусов, которые заверяют документы своей квалифицированной электронной подписью и передают их в Росреестр. Стоимость нотариальных услуг начинается примерно от 5 000 рублей и зависит от стоимости недвижимости.
В Московской области электронная регистрация проводится за один рабочий день, а в Москве — в пределах пяти рабочих дней. Регистрация ипотечных договоров занимает от пяти до семи дней.
Нотариально заверенные сделки регистрируются в течение одного рабочего дня. Электронная регистрация не доступна в случаях военной ипотеки, участия в сделке несовершеннолетних или при большом количестве участников.
Первое, что необходимо сделать — настроить двухфакторную аутентификацию в Госуслугах и прочих онлайн-сервисах — прежде чем выполнить какие-либо действия, вы получите смс-код на номер телефона, привязанный к аккаунту.
Крайне осторожно стоит относиться к сделкам, совершаемым по доверенности или, когда вторая сторона просит прислать ей документы, деньги не по официальным каналам, а на личный номер или почту.
Обезопасить себя можно, получив поддержку в агентстве недвижимости с хорошей репутацией, которая складывалась годами. При записи к нотариусу также важно обращать внимание на достоверность сайта-посредника и не загружать через него важные документы.
Цифровые сделки с недвижимостью представляют собой современный и удобный способ оформления права собственности. Использование электронных подписей и онлайн-платформ позволяет значительно ускорить процесс и повысить его безопасность. В агентстве недвижимости Est-a-Tet вам помогут грамотно и безопасно оформить сделку и поддержат на каждом этапе покупки квартиры. Ждем вас в нашем офисе!